Сценарий праздника «Осенняя ярмарка» - Сценарий. Сценарий "осенняя ярмарка" Окончание детского сценария

Наталья Теребилова

Сценарий развлечения «Осенняя ярмарка » .

Цель : Приобщение детей к народному творчеству и русскому народному фольклору.

Задачи :

Привлечь детей и родителей к активному участию в праздничных мероприятиях;

Совершенствовать двигательные умения и навыки, достижение физической красоты, силы, ловкости, выносливости;

Способствовать развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи, дружбы, сопереживания;

Знакомить детей с различными жанрами устного народного творчества :

песнями,прибаутками, народными играми;

Приобщать детей к творческому самовыражению, свободному общению со

сверстниками;

Участники : Дети всего детского сада, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели (скоморохи, баба-яга) .

Предварительная работа :

Подбор музыкального репертуара;

Разучивание песни «Праздник урожая» .

Место проведения : Площадка на улице детского сада

Материалы и оборудование : Музыкальный центр; диски; овощи и фрукты; две корзины; парашют; канат; шесть подушек; три доски; метла.

Ход праздника

(Под русскую народную песню «Коробейники» выбегают с разных сторон два скомороха – зазывалы)

Скоморох 1 :

Внимание! Внимание! Внимание!

Открывается весёлое гуляние!

Торопись, честной народ,

Всех вас ярмарка зовёт !

Скоморох 2 :

Собирайся народ,

Снова ярмарка идёт

На потеху, для забавы

Веселиться нам на славу!

Скоморох 1 :

Эй! Не стойте у дверей

Заходите к нам скорей

Скоморох 2 :

Народ собирается-

Наша ярмарка открывается !

1 и 2 скоморох (вместе) :

Ярмарка , ярмарка , бойкая, да яркая!

Скоморох 2 :

Эй, народ, не зевай!

Движения за нами повторяй!

(Танец с детьми под русскую народную песню «Барыня» )

Скоморохи предлагают покататься на карусели.

Скоморох 1 :

Карусель, карусель,

Ты крутись побыстрей!

Покажи нам ярмарку -

Звонкую и яркую,

Скоморох 2 :

С песнями да плясками,

Лубочными сказками.

Тише – тише не спешите!

Карусель остановите.

Проводится игра «Карусель» .

Скоморох 1 :

Осень по двору идёт ,

Урожай большой несёт :

Сладкую капусту, толстый кабачок,

Помидоры, красный перец,

Лук и чесночок!

Скоморох 2 :

Груши жёлтые поспели,

Сливы, яблоки дозрели.

Поскорей их соберите

И детей всех угостите!

Скоморох 1 :

Ребята, давайте позовём осень к нам на праздник урожая!

Скоморох 2 :

А позовём мы её так :

Приходи к нам осень ,

Очень тебя просим.

Приходи, приходи,

Веселиться с нами ты!

(Звучит песня «Праздник урожая» . Выходит Осень с корзиной фруктов и овощей)

Осень :

Я – Осень золотая ,

На праздник к вам пришла,

И овощей и фруктов

Всем людям принесла!

На ярмарку с собою

Я приглашаю всех!

Пусть дольше не смолкают

Веселье, шутки, смех!

Скоморох 1 :

А на ярмарку народ собирается ,

А на ярмарке веселье начинается .

Хороводы заводите,

Осень славьте , веселите!

Звучит музыка, все дети по показу исполняют танец «Листопад» .

Скоморох 2 :

Ну что шалунишки,

Девчонки и мальчишки!

А вы играть любите?

Игра «Собери урожай» . Дети собирают овощи и фрукты в корзины. Кто быстрее соберёт.

Игра «Солнышко и дождик» . На слово солнце дети бегают, после слова дождик прячутся.

Под музыку появляется Баба-Яга.

Баба-Яга : Ой, сколько здесь всего вкусного, кушать хочется.

Осень : Это я угощенья всем людям принесла! Дары осени !

Баба-Яга : Хороши дары, будут все мои.

Скоморох 1 : Почему это твои?

Скоморох 2 : Мы тебе их так просто не отдадим!

Скоморох 1 : Мы тебя Баба-Яга не пугаем, а поиграть с нами предлагаем.

Скоморох 2 :

Выясняем мы сегодня, кто смелей и кто ловчей,

А сейчас мы вызываем к нам на конкурс силачей!

Конкурс «Перетягивание каната» .

Конкурс «Бой подушками» .

Баба-Яга : Ох, какие вы ловкие и смелые, ничего я не буду у вас забирать. Вы меня хотя бы дарами осени угостите , а я вас за это на своей метле покатаю.

Осень : Хорошо Баба-Яга, уговорила, держи.

Баба-Яга : Спасибо!

Баба-Яга катает детей на своей метле.

Скоморох 1 :

Наше представление заканчивается,

А ярмарка наша продолжается .

Скоморох 2 :

Стар и млад, сюда спешите!

На товар вы поглядите

И себя не обделите.

Покупайте – не жалейте

Или просто квас попейте

Скоморох 1 :

Что душа твоя желает

Всё на ярмарке найдёшь

Всяк подарки выбираешь

Без покупки не уйдёшь.

Скоморох 2 :

Веселитесь от души,

Не скупитесь на гроши.

Звучит весёлая народная музыка.







Публикации по теме:

Сценарий праздника «Осенняя ярмарка» Звучит музыка…в зал входят дети Н. Ф. : Здравствуй, осень золотая, снова мы тебя встречаем, ты нарядная такая и красивая. Осень золотая на.

«Осенняя ярмарка» Сценарий проведения ярмарки «Осенняя ярмарка» /Сценарий проведения ярмарки/. Задачи. Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей;.

«Осенняя ярмарка». Сценарий развлечения ОСЕННЯЯ ЯРМАРКА 1 скоморох: Ой, вы, гости – господа, Долго ль шли вы к нам сюда. 2 скоморох: Заходите, не спешите, Все товары рассмотрите.

"Внимание!Внимание! Открывается весёлое гуляние! Торопись честной народ, Тебя ярмарка зовёт! Эй,не стойте у дверей, Заходите к нам.

Сценарий осенней ярмарки в начальной школе

Песня «Ах вы сени мои, сени» на выход скоморохов

Фома :Глаза мои лопни,

Балалайка хлопни.

Да это ж Ерема!

Здорово, брат Ерема!

Куда путь держишь?

Ерема:

Здорово, брат Фома!

На ярмарку иду!

Фома: На работу - так позади последних,

а как на ярмарку – наперед первых!

А кто же тебе про ярмарку-то сказал?

Ерема: Кума сказала!

Фома: А кума откуда знает?

Ерема : Кума все знает, что на свете делается! А ты бывал ли, брат Фома, на ярмарке?

Фома: Бывал!

Ерема: Велика?

Фома: Не мерил?

Ерема: Сильна?

Фома: Не боролся!

Ерема: А кого ты на ярмарке видел?

Фома: Видел, как на цепи водили безрогую, бесхвостую корову,

глаза у нее узенькие, а лоб широкий!

Ерема: Это ведь медведь был!

Фома: Какой там медведь! Я прежде медведя знавал, он не такой; медведь

серый, хвост длинный, рот большой.

Ерема: Да это волк!

Фома: Все ты, брат, говоришь не в толк!

Я прежде волка знал: волк маленький, глазки косые, ушки длинные, с горки на горку подпрыгивает, да от собак убегает!

Ерема: Это же заяц!

Фома: Какой там заяц! Заяц он черный, нос длинный, на дереве сидит, громко кричит кар. Кар

Ерема: Да это же ворона. Хватит нам Фома байки рассказывать. Давай-ка, лучше на ярмарку зайдем!

Скоморохи (вместе)

Здравствуйте, гости дорогие!

Здравствуй люд честной!

Милости просим на ярмарку!

Скоморох 1

А мы – скоморохи ведущие,

Озорные и вездесущие,

На празднике необходимые,

Простым народом любимые!

Скоморох 2 -Любят нас и в школе вашей.

Мы тут часто бываем, школьный народ веселим да развлекаем.

Праздник веселый пора начинать?

Все: Пора.

Скоморох1. Ярмарку нашу пора открывать?

Все: Пора.

Открывает нашу ярмарку директор школы Хамеруева М.В. (слово директору, разрезают ленточку)

Скоморох 2

Ярмарка открывается,

Праздничное веселье начинается,

Будьте как дома, не стесняйся,

По ярмарке нашей прогуляйся!

Скоморох 1

Направо пойдете - весело время проведете.

Налево пойдете - угощения,найдете.

Скоморох 2

Прямо пойдете - тоже не пропадете.

А вот назад пойдете-пожалеете!

Скоморох 1

Доставайте из штанин пятачок, да не один.

Припасите шутки, песни сразу станет интересней.

Скоморох. 2

То, что ждали мы, свершилось,

Наша ярмарка открылась.

Фанфары

Скоморох 1 .Собрались мы позабавиться да потешиться,

Пошутить, да ума разума со дна зацепить.

Скоморох. 2 Вот художник так художник! Все леса позолотил.

Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл.

Отгадать загадку, просим: кто художник этот?

Хором: Осень!

Скоморох.1 Осень - замечательная пора, время сбора урожая, шумной весёлой ярмарки.

Скоморох. 2 - Принесли мы для вас забавушек на всякий вкус: кому сказку, кому правду, кому песенку.

Скоморохи (вместе).

Эй, народ, скорей проснись!

Песни пой и веселись!

ПЕСНЯ 4 а класс

Ерема. А какая же ярмарка без Петрушки?
Надо б нам его найти и на праздник привести.
Ну-ка, хлопайте в ладоши и скажите громко вслух:
Раз, Два, Ух!

Все вместе: Раз, Два, Ух!

Смотри, Фома, и правда, Петрушка!

Фома. Где, где, Петрушка?

Петрушка.

Да здесь я! Здесь. Кукареку!

Я так спешил, так торопился,

Чуть с коня я не свалился.

На березку налетел,

Носом два куста задел,

А потом пять раз упал,

Наконец, я к вам попал!

Здорово ребята! Чего вы ржете, как, жеребята?

Спешите видеть
Всего за полушку
Неунывающего русского Петрушку!

Ерема. Раз пришел, поздравь публику.

Петрушка: Не вижу никакого Бублика.

Ерема. Петруша, надо публику приглашать.

Петрушка: Пора бублики жевать!

Ерема . Опять всё напутал!

Петрушка . Эй, вы, шалунишки, девчонки и мальчишки! А вы играть любите? Тогда сейчас я с вами поиграю в «Путаницу». Я вас буду путать, а вы должны отвечать правильно: мальчики или девочки. Договорились?

Весной венки из одуванчиков

Плетут, конечно, только... (девочки)

Болты, шурупы, шестеренки

Найдешь в кармане у... (мальчиков)

Болтали час без передышки

В цветастых платьицах... (девочки)

При всех помериться силенкой,

Конечно, любят лишь... (мальчики)

Петрушка . Молодцы! А еще я принёс вам новостей из всех областей!

Фома: Каких новостей? Мы ничего не слышали.

Петрушка:

Услыхали ложки, вытянули ножки,

Услыхали калачи и попрыгали с печи,

Да давай подпевать, подпевать да (ИГРАТЬ)/!

Фома: А, как?

(Фон «Камаринская» рус. народ игра « Кошки-мышки» Проводят ВЕДУЩИЕ)

С коморох 2: Со всех концов земли

к нам на ярмарку пришли

и девчонки - хохотушки,

и мальчишки - веселушки.

Запевайте-ка частушки,

Веселите от души!

Частушки

1. ДЕВОЧКИ:Встанем, девицы рядом

Да частушки пропоём!

1.МАЛЬЧИКИ: Да и мы, пожалуй, встанем,

От подружек не отстанем!

ХОРОМ:Пропоём мы вам частушки

Замечательны таки,

Что пойдут плясать старушки,

Затанцуем старики!

2. МАЛЬЧИКИ: Девочки – беляночки,

Где вы набелилися?

2.ДЕВОЧКИ: Мы вчера коров доили,

Молоком умылися!

3. МАЛЬЧИКИ: Вы послушайте девчата,

Нескладушки будем петь.

На дубу свинья пасётся,

В бане парится медведь.

4. МАЛЬЧИКИ: На горе стоит телега,

Слёзы капают с дуги.

Под горой сидит корова,

Надевает сапоги!

3. ДЕВОЧКИ: Ты куда, Ванюша, едешь?

Ведь телега без колёс.

А Ванюша отвечает:

МАЛЬЧИКИ ХОРОМ: Заготавливать овёс!

4. ДЕВОЧКИ: Уж я топну ногой,

Да притопну другой

Выходи ко мне, Иван,

Попляши –ка со мной!

5. МАЛЬЧИКИ: Ставлю ногу на носок,

А потом на пятку

Стану русскую плясать,

А потом в присядку!

ВСЕ ХОРОМ: Ох, довольно мы напелись,

Дайте смену новую!

Ой, спасибо гармонисту

За игру весёлую!

Ерема. Кто еще хочет нас потешить на нашей ярмарке

(Выступление Мисс «Золотая Осень»)

…………………………………………………………….

Дуняша: Ну, а вы, что приуныли?

Или пляски все забыли?

Пляска, если не лениться,

Нам поможет подружиться.

Танец 4 а класс

Фома.

Да, хороша ты, ярмарка!

Ой, напелись, наплясались,

Пора и подкрепиться!

А ну, коробейники,

К нам подходите, своим товаром удивите!

Скоморох 1.
Ох и ярмарка! Смотри!
Все товары для души!
Лишь к прилавку подойдешь
Без покупки не уйдешь!

Эй, народ, шевелись, суетись! Пой, пляши, веселись, не ленись!

Коробейник. Тары-бары-растабары
Есть хорошие товары!

Не ходите никуда, подходите все сюда!
Диво дивное, чудо - чудное, а не товар!
Гляди, не моргай, рот не разевай!

Петрушка:

Все вы говорите не в толк, давайте послушаем веселую песню

ПЕСНЯ 4 а класс

Петрушка:

Я на ярмарку ходил, себе дудочку купил.

Скоморох 1:

Подошел базар к концу.

А конец - делу венец.

Все мы лавки посмотрели

И купили, что хотели.

И узнали мы о том,

Как устроен русский дом,

Что едали наши деды,

В чем ходили на обеды,

В гости, в церковь, на гулянья,

На вечерние страданья.

Скоморох 2:

Было много мастеров.

Что учились у отцов

Мастерству и песне,

Что певали вместе

Про красивый сарафан,

Про узорчатый кафтан,

И про игры, и про смех.

Все делили и на всех!

Все вместе:

Славься мастерами, Русь!

Навсегда, на все века!!!

Сценарий праздника «Осенняя ярмарка»

Две девочки, одетые в русские народные костюмы играют роль ведущих.

1.- Ой вы красны девицы и добры молодцы! Приглашаем всех на ярмарку осеннюю веселую! Собираются сюда гости желанные, скоморохи и гудошники, и начинается веселое представление с играми и потехами, хороводами и песнями.

2.Здравствуйте, люди добрые!

Милости просим!

Если величать – так на пороге встречать.

1.Есть в природе нашего народа

Вечные особые черты –

Не берут ни годы, ни невзгоды

Ни капризы ветреные моды

От души они, от доброты.

2. Гость, войди!

Традиций не нарушим.

С ним всегда чайку попьем.

Всем известно русское радушье:

Хлебосольство и открытый дом!

1. Как полагается по русскому обычаю, отведайте хлеба с солью.

(обходит всех гостей и детей)

2.Рады видеть вас в нашей горнице!

Давно уж мы вас поджидаем,

Без вас речей не начинаем.

    Для каждого найдется глоток водицы из колодца

Подарки есть на всякий вкус:

Кому сказка, кому быль,

Кому песенка вприкус.

Выбегает Петрушка

Здравствуйте, ребятишки, здравствуйте, парнишки, славные девчушки, быстроглазые вострушки! Я пришел вас с праздником поздравить. Все садитесь, кто на пенек, а кто на лавку, да не делайте давку! Представление начинается, ярмарка открывается!

Появляется второй Петрушка.

Вот вы где собрались!

Зазываю вас, друзья на базар сегодня я!

На славянский на базар

Показать лицом товар

Ну, что? Собрался народ?

Очень хорошо!

Вас ждет много песен и шуток,

И веселых прибауток.

Собрались мы позабавиться да потешиться,

Пошутить, да ума разума со дна зацепить.

1.Подходите к лавкам,

Удивитесь, право!

Сколько здесь товару-

Увидишь не сразу.

А вот и первая лавка.

Да, много товару в ней.

Откуда товар?

Возле лавок своих стоят коробейники.

    А из разных мест.

Вот румяные блины.

Во все стороны равны!

К ним сметана или джем,

Разбирайте, хватит всем!

Что за праздник без блинов,

Налетай без всяких слов!

    С пылу, с жару, разбирайте,

Похвалить не забывайте!

С пылу, с жару, из печи

Все румяны, горячи!

    есть хорошие товары.

Не товар, а сущий клад-

Разбирайте нарасхват!

Вот подарки для друзей, Налетайте поскорей!

Озорные все зверюшки, самодельные игрушки.

Не за четвертак, не за пятак,

Товар продадим почти за так!

Торопись народ!

Сам товар к тебе идет!

    Выбор здесь широкий очень.

Ешьте, пейте, кто что хочет:

Чай, горячие ватрушки,

Булочки, баранки, сушки.

Ко мне подходи, со мной торг веди.

Откровенно говорю:

Иль продам иль подарю!

1. Вот посуда «хохлома»

Из нее испить водицы

Сколько хочешь можно,

А вот игрушка дымковская.

Ребятам утеха!

А вот матушкин платок,

Посередочке цветок.

1 ведущая. –А что это за праздник без песни?

Песня русская в березах,

Песня русская в хлебах-

На покосах. на морозах,

На санях и на лугах.

На ветру шумят рябины,

Каждый слушать их готов!

Сколько песен у России-

Столько во поле цветов.

Кто сложил ее- не знаю.

Только песня та добра.

Песня с детства мне родная

И подруга, и сестра!

Песни русские такие,

Что охота подпевать,

Сколько песен у России-

Дети поют хором песню « Наш край»

Петрушка: -Я знаю что вы на все руки мастера. А сумеете ли вы мои загадки отгадать?

Только все отгадки на букву «К»

1. Лежит хрюшка - желтое брюшко. (кабачок)

2. Сидела на пенечке, а заснула в бочке. (капуста)

3.И зелен, и густ, на грядке вырос куст.

Покопай немножко: под кустом……(картошка)

Петрушка: -Молодцы справились. А вот к нам на ярмарку приехали ребята из Ольховки, встречайте их.

Инсценировка песни « Во деревне то было в Ольховке»

Вед.- А какая ярмарка без шуток – прибауток! Весельчаки хотят слово смешное сказать, всех позабавить.

Инсценировка «Уля и Филя»

У: Здорово, Филя!
Ф: Здорово, Уля!

Ф: Мать прислала лепешек – оладушек.
У: А где же они?
Ф: Я их под лавку положил.
У: Экий ты, Филя, чудак!
Ф: А ты бы, Уля, как?
У: Я бы их в печку положила, ты бы пришел и поел.

У: Здорово, Филя!
Ф: Здорово, Уля!
У: Что, мать гостинцев прислала?

Ф: Мать прислала сарафан.
У: А где же он?
Ф: Я его в печку положил.

У: Экий ты, Филя, чудак!
Ф: А ты бы, Уля, как?
У: Я бы его повесила

(звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)

У: Здорово, Филя!
Ф: Здорово, Уля!
У: Что, мать гостинцев прислала?
Ф: Мать прислала барана.
У: А где же он?
Ф: Я его повесил.

У: Экий ты, Филя, чудак!
Ф: А ты бы, Уля, как?
У: Я бы его в хлев завела, водой напоила, сена дала.

(звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)

У: Здорово, Филя!
Ф: Здорово, Уля!
У: Что, мать гостинцев прислала?
Ф: Мать прислала сестренку Настьюшку.
У: А где же она?
Ф: А я ее в хлев завел, водой напоил, сена дал.

У: Экий ты, Филя, чудак!
Ф: А ты бы, Уля, как?
У: Я бы ее на стул посадила, да чаем напоила!

(звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)

У: Здорово, Филя!
Ф: Здорово, Уля!
У: Что, мать гостинцев прислала?
Ф: Мать прислала свинью.

У: А где же она?

Ф: Я ее за стол посадил, чаем напоил.

У: Ах ты, Филя, простофиля!

Дети исполняют песню «Антошка»

Скоморох:- А сейчас для всех для вас

Будет русский перепляс.

Кто станцует веселей?

Подходи сюда скорей.

Дети танцуют «Барыню»

Вед. – Хорошо вы танцуете,

Милые подружки!

Только что за ярмарка

Без русской, без частушки?

Эй, сударушки – подружки,

Запевайте – кА частушки,

Запевайте поскорей,
Чтобы было веселей!

Исполнение частушек

    Чтобы печка разгорелась, 2. Ой, ноги мои

Надо жару поддавать. Что мне делать с вами?

Чтоб частушка лучше пелась, Для хороших, для гостей.

Надо пляской помогать. Пляшите вы сами.

3. Я плясала в три ноги, 4. Ой, пол, провались.

Потеряла сапоги. Потолок, обвались

Оглянулася назад – На доске остануся,

Сапоги мои лежат. С частушкой не расстануся

Скоморох: - Затей у нас большой запас

А для кого они? Для вас.

Песни петь или играть?

Организуются игры.

Выходи, удальцы,

Не робей, молодцы

Не ленись, не скучай.

Зарабатывай на чай!

Проводятся игры: «Веселая картошка», «Угадай по вкусу» и др….

Дети исполняют песню «Вместе весело шагать»

Скоморох: - были песни, были пляски,

А теперь посмотрим сказку.

Инсценировка сказки: «Про репку»

Вед.: Дедка репку посадил…..

Дедка репке говорил…..

Дед: Ты расти, расти большая.

Стань богатым урожаем,

Чтоб тобой я мог гордиться.

Принесу тебе водицы,

Удобрений ведер пять….

Ох, устал, пора поспать.

(ложится недалеко от репки и засыпает)

Вед.: Спит дедулька без забот.

Репка между тем растет,

Да воюет с сорняками:

Их ногами, и руками…

Вот уж осень на дворе.

Зябким утром в сентябре

Дед проснулся, испугался.

(дед просыпается и прыгает от холода, стуча зубами)

Дед; Ах, я старый разоспался.

Репку уж пора тянуть.

Подросла, гляжу чуть - чуть.

Ай, да репка уродилась!

Мне такая и не снилась

(хватает репку и тянет)

Вед.: Хвать, но репка возмутилась.

Морковка:

Экий дедка ты неловкий!

Я – не репка, я – морковка.

Не умыл ты видно глаз

Репки я стройней в сто раз.

И оранжевей к тому же

Коль салат корейский нужен,

Без меня ты пропадешь….

Сок морковный не попьешь,

В супе мне замены нет….

И еще один секрет.

Я богата витамином

Всем полезным каротином.

Я – отличный урожай!

Что ж, в корзинку полезай.

Что такое, что за чудо,

Может, выспался я худо?

Репку сеял я весной.

Ладно, батенька, постой,

Репку вытяну другую.

Картошка:

Ой, ой, ой,

Я протестую!

Я – не репка. Я – картошка!

Это знает даже кошка.

Всем плодам я голова

Ясно ведь как дважды два:

Если в супе нет картошки,

Ни к чему брать в руки ложку.

Я для чипсов, слышишь, дед,

Самый главный компонент.

В жарком масле, вот смотри

Стать могу картошкой фри,

Я – твой главный урожай!

Что ж, в корзинку полезай.

Я ж опять пойду по репку.

Как сидит в землице крепко!

Ай, да репка, вот те на!

Право, я возмущена!

Дед, ты сникерсов объелся,

Сериалов насмотрелся,

Может, с печки ты упал?

Раз капусту не узнал.

Я на репку не похожа

У нее одна одежа,

У меня ж их целых сто!

Все без пуговок…..А то….

Я - хрустящая капуста!

Без меня в салате пусто,

А со мной любой обед

Голубец иль винегрет…..

Станет в 10 раз полезней!

И потом меня, любезный,

Можно квасить и солить….

И до лета аж хранить.

Можно есть меня всю зиму!

Милости прошу…. В корзину.

Это что за чудеса?

Вот уж битых два часа

Я провел на огороде.

Где же репка! Эта вроде…..

Снова дед не угадал.

Знать очки ты потерял,

Или бес тебя попутал?

Свеклу с репой перепутал,

Я в сто раз ее красней,

И полезней и вкусней!

Свеклы нет и нет борща,

В винегрете и во щах….

Я одна – источник цвета!

А свекольная котлета-

Это просто объеденье!

Сто процентов - похуденье.

Я – отличный урожай!

Что ж в корзину полезай.

И тебе найдется место.

Только все же интересно

Где же репка? Может эта?

Я почти того же цвета,

Но не репка, старичок,

Я – твой репчатый лучок!

Пусть немного и коварен,

Но в народе популярен.

Самый вкусный шашлычок

Тот, в котором есть лучок.

Все меня хозяйки знают

В суп и в кашу добавляют,

В пирожки, в грибы, в отвар….

Я для вирусов – кошмар!

Даже грипп меня боится…

Хоть сейчас готов сразиться.

Я – отличный урожай!

Что ж в корзину полезай.

Вечер уж к концу подходит.

Месяц на небо выходит

Да и мне домой пора.

Завтра с самого утра

Стану репку вновь искать,

А теперь охота спать.

Ух, тяжелая корзина,

Пригодилась бы машина…

Знатный вырос урожай!

Бабка, занавес давай,

Сказочке пришел конец

Тот, кто слушал, молодец

Ждем от вас аплодисментов,

Ну и прочих комплиментов….

Ведь артисты – то старались,

Пусть слегка и растерялись.

Петрушка:

Все вы говорите не в толк, давайте веселую песню споем!

Дети поют песню «Вместе весело шагать»

Петрушка:

Я на ярмарку ходил, себе дудочку купил.

Скоморох:

Подошел базар к концу.

А конец - делу венец.

Все мы лавки посмотрели

И купили, что хотели.

И узнали мы о том,

Как устроен русский дом,

Что едали наши деды,

В чем ходили на обеды,

В гости, в церковь, на гулянья,

На вечерние страданья.

Было много мастеров.

Что учились у отцов

Мастерству и песне,

Что певали вместе

Про красивый сарафан,

Про узорчатый кафтан,

И про игры, и про смех.

Все делили и на всех!

Все вместе:

Славься мастерами, Русь!

Навсегда, на все века!!!

Дети поют заключительную песню « Если добрый ты»

Родители вместе с детьми заканчивают праздник чаепитием.

И тот хорош и другой хорош – выбирай, который хошь.

Сценарий праздника для детей старшей группы

Цель праздника:

Расширять кругозор детей о традициях, обычаях татарского народа, знакомить детей с татарским народным праздником «Сөмбелә» (Праздник урожая);

Воспитывать любовь и уважение к татарскому языку и татарской культуре;

Развивать творческие способности детей в создании художественного образа, используя игровые и танцевальные импровизации.

Ход праздника

Ведущий: Ни арада жәй үтте,

Матур көз килеп җитте.

Шатлык тулы бу бәйрәмне

Балалар куптән көтте.

Здравствуйте, ребята и гости нашего праздника!

Кадерле балалар, кунаклар! Исәнмесез!

Без бүген сезнен белән бергәләшеп “Сөмбелә”бөйрәмен үткәрергә җыелдык!

Мы сегодня собрались на праздник Сөмбелә - праздник урожая. Его отмечают в день осеннего равноденствия, когда день и ночь уравниваются. В давние времена, когда урожай был убран, осенняя посевная закончена - люди устраивали этот праздник. Хозяйкой праздника была девушка по имени Сөмбелә. Ее выбирали из числа красивых, озорных,острых на язык девушек, переодевали в Сөмбелю, выводили на площадь и там задавали ей вопросы. Например, «топор или шило?». Если она скажет «топор», то полагали, что осень будет холодная - лед можно будет разбивать только топором. Если ответ был «шило», то ожидалось, что осень будет относительно теплой - лед можно будет разбить и шилом. К её словам прислушивались даже старики и аплодировали со словами «юравың юш булсын», т. е. пусть твое гадание осуществится. Сөмбелә должна была иметь светло-желтые волосы, потому что она символизировала осень, колосья.

Давайте и мы с вами отметим этот праздник в нашем уютном зале и позовем на наш праздник Сөмбелю. (стук в дверь ) Ой, а кто же это стучится в нашу дверь? (Влетает птица с письмом, отдает его ведущему. )

Давайте, ребята прочитаем письмо:

”Праздник ваш никогда не начнется, и Сөмбелә к вам не вернется!

Скучно мне в лесу одному, к вам ее я не пущу!

Вам спешу передать привет! Думали-меня уж нет?

Шурале еще живой! Что?! Не справились со мной?”

Ребята, что же нам делать?

Ведь праздник без Сөмбели не начать,

кого на помощь нам позвать?

К ведущей подбегает мальчик Батыр.

Не переживайте!

Шурале я обхитрю,

К вам Сөмбелю приведу!

И помогут мне друзья

Только медлить мне нельзя!

Ведущий: Спасибо тебе, Батыр! Отправляйся в путь дорогу. Удачи тебе. Будут трудности, зови друзей и они тебе обязательно помогут.

(Батыр идет по воображаемому лесу и читает стихи «Яфрак бәйрәме” Ләбиба Лерона.)

Сары, сары, сап-сары

Агачның яфраклары.

Җил исә, ява яфрак -

Көзнең матур чаклары.

Оча яфрак, уйный яфрак,

Һаваларда әйләнеп.

Бүген, бүген, бүген, бүген

Яфракларның бәйрәме!

Дети исполняют песню «Алтын көз» (муз. А. Батыршина, сл. З. Нури).

Девочки исполняют под лирическую татарскую мелодию танец с листьями. Батыр любуется этим танцем.Вдруг музыка становится тревожной:навстречу Батыру выбегает волк.

Волк :

Сам обед ко мне идет!

Вот сегодня мне везет!

Съем тебя!...

Батыр :

Ты не спеши!

Лучше мне ты помоги!

Шурале знаком тебе?

Сөмбелә у нас в беде!

Держит он ее взаперти,

Мне дорогу не найти!

Волк :

Ладно, ладно, помогу!

За просто так-я не могу!

Должен ты меня развлечь

и стихи мне здесь прочесть!

Батыр :

Здесь помогут мне друзья,

Ну, ребята, выходите!

Волка тут развеселите!

Дети читают стихи.

1. Күрәмсез, дусларым, көз килде тышта;

Озак тормас, килер ак тунлы кыш та.

Китә башлады бездән инде кошлар;

Алар бездән ерак җирләрдә кышлар.

(Габдулла Тукай.)

2. Җилдә назланып оча

Алтын, сары яфраклар.

Сокланмый мөмкин түгел,

Бигрәк матур шул чаклар.

3. Яңгыры явып торсын,

Көннәре суык булсын,

Мин барыбер яратам,

Мин көзләрне яратам.

4. Кояш та сүрән генә

Күзәтә көзге ямьне.

Тезелеп кошлар китә,

Ә шулай да көз ямьле.

5. Көз һаман рәсем ясый

Төрле төсләре белән.

Сөендерә, куандыра

Мул уңышлары белән.

Волк :

Как красиво вы стихи читаете

И татарский язык хорошо знаете!

Сам, рәхмәт” скажу я вам,

Моим новым друзьям!

Ты,Батыр,вперед иди,

Доброго тебе пути!

Батыр :

Рәхмәт, дустым!Приходи к нам на праздник!

Батыр :

Исәнме, бабай! Исәнме!

Давно тебя я не видал!

Уңыш бабай :

Батыр! Исәнме! Хорошо,

Что здесь тебя я повстречал!

Я тут урожай собрал.

Все в корзину побросал.

Непорядок!Знаю я!

Да спина заболела моя,

Поэтому помощь нужна мне твоя.

Не останусь я в долгу,

Тебе подарок подарю!

Батыр :

Уңыш бабай, ты подарков не дари,

лучше Сөмбелю найти помоги.

Знаешь, где живет Шурале?

Уңыш бабай :

Ладно, помогу тебе!

Батыр : Друзья мои, помощники! Давайте поможем дедушке (зовет детей ). Уңыш бабай : Вот-вот посмотрим, что же здесь есть. (Показывает овощи и фрукты. Дети должны назвать фрукт или овощ на татарском языке. ) Так-так, в овощах и фруктах разбираетесь, значит сможете все правильно разложить. (Во время игры звучит татарская мелодия в быстром темпе. )

Игра-аттракцион «Рассортируй овощи и фрукты по корзинам»

Уңыш бабай:

Менә рәхмәт. Помогли.

Ну, Батыр, теперь иди

прямо, прямо по дороге!

Не сворачивай с пути!

Батыр : Рәхмәт. Сау бул, Уңыш бабай.

Батыр : Девочка, ты почему плачешь? И как тебя зовут?

Девочка : Меня зовут Айсылу. Я заблудилась, поэтому и плачу.

Батыр : Не плачь, Айсылу. Это горе, не беда. А пойдем со мной спасать Сөмбелю. Хитрый Шурале спрятал ее о нас, а без нее мы не можем праздник начать. Вдвоем будет веселее.

Айсылу : Пойдем (замечая воображаемые капли дождя ). Ой!

Батыр, безгә артыбыздан

Шыбыр-шыбыр кем дәшә?

Батыр : Кем дә дәшми, көзге яңгыр

Зонтик белән сөйләшә. (Мәрзия Фәйзуллина.)

Под музыку выходят девочки с зонтиками. Один зонтик отдают Батыру и Айсылу, они прячутся под ним.

Исполняется танец с зонтиками под песню «Кулчатыр».

Батыр :

Шүрале! Шүрале!

Тату, дус булыйк әле!

Отпусти Сөмбелю-осень,

Очень, очень тебя просим!

Ха-ха-ха!Ха-ха-ха!

Шул кирәк сезгә!

Айсылу :

Ты же не такой плохой,

В сказке –Шурале другой!

Что захочешь, все проси!

Только Осень отпусти!

Ладно, ладно! Буду добрым я,

Если поиграете со мной, друзья!

Батыр : Я думаю, ребята нам с удовольствием в этом помогут.

Дети исполняют песню «Шүрәле » (З.Хөснияр сүзлөре,З.Гыйбадуллин көе.)

Дети играют с Шурале в игру:

”Син уртада, без кырыйда,

Әйләнәбез, Шүрәле.

Син нишләсең, ни кылансаң,

Шуны эшләргә була. (Шурале показывает различные фигуры, дети повторяют.)

Шурале: Балалар, мин сезгә начарлык иттем, ә сез миңа яхшылык белән җавап кайтардыгыз!

Вы меня развеселили,

И мне очень угодили!

Сюмбелю я вам верну,

У вас прощенья я прошу!

Под музыку выходит Сөмбелә.

Батыр с Айсылу подбегают к Сөмбеле, обнимают ее и ведут в центр зала.

Сөмбелю вы все встречайте,

Праздник дружно начинайте!

Шатлык булып бакчабызны

Гөлгә күмдең, Сөмбелә,

Безнең матур җырыбызга

Син дә кушыл, Сөмбелә!

Дети исполняют песню “Сөмбелә” Г. Зәйнәшева сүзләре, М. Шәмсетдинова көе.

Сөмбелә дип матур исем

Кушты икән кем генә?

Сөмбел гөлдән өзлеп тешкән

Чәчәк кебек Сөмбелә.

Сөмбелә, Сөмбелә,

Сөмбел гөлдән өзлеп төшкән.

Чәчәктер ул,кем белә?

Әткәсенә, әнкәсенә

Ул күз карасы кебек.

Гөл арасында сайраган

Былбыл баласы кебек.

Сөмбелә, Сөмбелә,

Гөл арасында сайраган

Былбылдыр ул,кем белә?

Чәчәк кебек сөйкемле ул,

Былбыл кебек моңлы ул.

Таң аткач та сүнми торган

Йолдыз кебек нурлы ул.

Сөмбелә, Сөмбелә,

Таң аткач та сүнми торган

Йолдызлар ул, кем белә?

Сагынып көткән, зарыгып көткән

Сөмбелә килеп җитте,

Чәчәкле, җиләкле җәйләр

Инде үтте дә китте.

Сөмбелә, Сөмбелә

Бәйрәмебез түрендә,

Алтын чәчле гүзәл кыз ул-

Уңыш кызы Сөмбелә.

Здравствуй Сөмбеля. Мы тебя очень ждали и целый год по тебе скучали.

Сөмбел: Исәнмесез, балалар! Исәнмесез, кунаклар!

Я - Сөмбелә. К вам пришла, праздник осенний вам принесла.

Ребенок :

Исәнме, Көз, алтын көз,

Безне сагынып килдеңме?

Агачларга куакларга

Сары чуклар элдеңме?

Сөмбелә :

Саумы, якын дусларым,

Сезне сагынып килдем мин,

Сезгә матур көннәр дә

Уңыш та китердем мин.

Дети исполняют песню-хоровод Көз җыры ”.

Балалар : Көз, көз, әйт әле?

Кәрзинеңдә ниләр бар?

Сөмбелә . Кәрзинемдә кыярлар,

Помидор һәм алмалар.

Балалар . Көз, көз, әйт әле?

Кәрзинеңдә ниләр бар?

Сөмбелә. Кәрзинемдә яңгырлар,

Җылы, суык көннәр бар.

Балалар . Көз, көз, әйт әле?

Кәрзинеңдә ниләр бар?

Сөмбелә . Кәрзинемдә кызыл, матур

Алтын, матур төсләр бар

Сөмбелә :

Бик матур җырлыйсыз икән, балалар. Хәзер бераз ял итеп алсак та була. Сынап карыйм әле, үзегез турында табышмаклар беләсезме икән? А сейчас я вам загадаю загадки.

1. Җир астында алтын казык,

Без аны алдык казып. (кишер)

2. Үсеп утыра бер чүлмәк,

Өстенә кигән йөз күлмәк. (кәбестә)

3. Үзе йомры-ай түгел,

Төсе сары –май түгел,

Койрыклы-тычкан түгел. (шалкан)

4. Йодрык-йодрык булып үсә

Алма кебек кызарып пешә,

Үзе матур, аны кем әйтер? (помидор)

5. Кечкенә генә сары карт,

Кигән туны биде кат.

Туннарын туныйсың,

Тунаганда елыйсың. (суган)

Балалар, сезнең белән бик күңелле икән. Әйдәгез, уйнап алабыз. Поиграем в музыкально-хороводную игру «Бар матур бакча» («Есть красивый огород».)

Бар матур бакча

Анда үсә кишер (дети идут по кругу)

Менә шундый кишер зур (поднимают руки)

Менә шундый кечкенә (приседают)

Кишер, кишер кил әле

Биеп, биеп кит әле (хлопают)

Игра продолжается со всеми изученными овощами.

Ведущая предлагает детям сесть на стульчики.

Спасибо осени за все её щедроты,

Спасибо хлеборобам за работу –

Трудились на полях они на славу!

Еще богаче стал любимый край.

Скажите, какое главное богатство осени?

Дети: Икмәк, хлеб.

Сөмбелә. Дөрес, балалар. Иң тәмле, иң кирәкле ризык ул – икмәк. Правильно, дети. Самый дорогой подарок осени – хлеб. Не зря в народе говорится «Ипи, төз – якты йөз».

Дети читают стихотворение Р.Миннулина «Икмәк булса»

1. Ипи басуда үсә,

Аннан амбарга күчә.

Аннары мичтә пешә,

Кызарып мичтән төшә.

2. Шуннан килә өстәлгә

Безгә куәт өстәргә.

Ипи булса табында

Булдырам мин барында.

3. Һәркемгә ипи кирәк

Һәркөнне ипи кирәк.

Шуңа күрә игенчене

Хөрмәт итәргә кирәк.

Ведущий : Матур бер җыр тыңлыйсың киләме, Сөмбелә?

“Икмәк кадере” җыры башкарыла. (Ф. Рәхимкулова сүзләре, К. Әһлиуллин көе.)

Сюмбеля: Бик матур җырлар өйрәнгәнсез, балалар, рәхмәт сезгә.

Ипи, өстәлгә килгәнче, никадәр ю л үтә, никадәр хезмәт сорый. Хлеб-всему голова! Икмәк булса, җыр да була, диләр. Җыр булган җирдә оста биюче дә табыла.

Дети исполняют танец с колосьями . (Песня“Чайкала иген кырлары”.)

Ведущая : Спасибо тебе, Сөмбелә, за праздник! Нам очень понравилось! И поэтому мы приготовили для тебя подарок.

Дети выносят поделку, сделанную своими руками. Сөмбелә благодарит за подарок.

Сөмбелә : Күңелле булды кичә

Мичтә бәлешләр пешә,

Хәзер инде ял итик,

Бергәләп чәйләр эчик!

Ведущий : Сау бул, Сембелә!

Яз житкәч, Нәуруз бәйрәмендә сине көтеп калабыз.

Эй,Сөмбелә, Сөмбелә,

Сембеләне кем белә?

Сөмбеләне шулар белә –

Кем эшенә өлгерә.

Мул уңышлы көзге бәйрәм

Хәркемне сөендерә.

Дети возвращаются в группу, где проходит чаепитие вместе с героями праздника.

Список используемой литературы:

1. “Балачак аланы” (“На поляне детства”). Закирова К.В. Хрестоматия для воспитателей детских садов и родителей. Казан: РИЦ, 2011. - 560 б.

2. Закирова К.В.,Мортазина Л.Р” Балачак –уйнап-көлеп үсәр чак.”Балалар бакчасында уеннар.Балалар бакчасы тәрбиячеләре hәм физкультура

инструкторлары өчен методик кулланма. Казан. Редакционно-издательский центр, 2012. – 192 б.

3. Гарафиева Г.З. Сөмбеләне кем белә? Казан, 2003.

4. Шаехова Р. К.Региональная программа дошкольного образования.

Төбәкнең мәктәпкәчә белем бирү программасы. – РИЦ,

2012. – 208 с.

5. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.

Хусаинова Н.Р.Татарские национально-календарные праздники и игры.

http://www.pandia.ru энциклопедия знаний.

Э. Ризаева. Сценарий татарского праздника «Сюмбеля». http://www.maam.ru/ международный образовательный портал.

Дети заходят в зал, рассаживаются по местам.

Ведущая 1-ый воспитатель

Посмотрите, сколько света,

И улыбок и гостей!

Это добрая примета –

Это праздник у дверей.

2-ой воспитатель

Заглянул сегодня праздник в каждый дом,

Потому что бродит осень за окном,

Заглянул сегодня праздник и в наш детский сад,

Чтоб порадовать и взрослых и ребят.

Ребенок

Ветер кружит над землею

Желтых листьев хоровод,

Улетают птичьи стаи –

Это осень настает.

Ребенок

Осень щедрою рукою

Всем подарки раздает.

Хлеб, картофель и арбузы,

Виноград и сладкий мед!

Дети исполняют песню «Осень наступила» С. Насауленко

Дети садятся.

Ведущая 1-ый воспитатель

С давних времён у русского народа был обычай — устраивать к праздникам весёлые ярмарки, на которые съезжались люди даже из далёких деревень. А на ярмарке чего только нет. Вот и у нас сегодня осенняя ярмарка!

Ребенок

Осень яркая пришла,

Урожай нам принесла.

Быстро ярмарку собрали,

И гостей сюда позвали!

2-ой воспитатель

На ярмарку народ собирается,

На ярмарке веселье начинается,

Все на ярмарку спешите,

Приезжайте, приходите,

Всё, что надо, здесь купите!

(Дети «продавцы» занимают свои места, зазывают покупателей)

1 продавец — Здесь на ярмарке игрушки: трактора и погремушки.

2 продавец — Есть и красные платки, расписные все они!

3 продавец — Загляните к нам в палатку!

Вот конфеты, шоколадки.

Ведущая 1-ый воспитатель

И со всех концов земли все на ярмарку пошли!

Звучит р. н. м. «Коробейники», дети свободными группами ходят, разглядывают товар, «покупают».

2-ой воспитатель

Овощи! Овощи!

Свежие овощи!

Не откуда-то привозные,

А здешние, родные,

Выращенные с любовью и душой!

Подходи с корзиной большой!

Выходят дети, берут у продавца шапочки овощей, одевают их.

Капуста — Нарядилась в сто одежек сочная капуста.

Все одежки без застежек, а одежек – густо.

Морковь — Я морковка сладкая. Выросла на грядке я.

Я листву на солнце грела, покраснела и созрела.

Лук — А меня вот все боятся, от меня глаза слезятся.

Огурец — А я зеленый огурец с огородной грядки.

Я пришел на праздник к вам, здравствуйте, ребятки.

Картошка -Я картошка загляденье!

Я -картошка объеденье!

Свекла -Я свекла,и весь тут сказ!

В борщ спешу к вам каждый раз!

Ребенок продавец

Все любят осени дары!

Нет в году щедрей поры!

Соберем мы овощей

Для салатов и для щей!-

Ведущая 1-ый воспитатель

А сейчас веселей

Становись в хоровод!

Оживает на глазах

Наш веселый огород!

Игра-хоровод «Соберем урожай! »

С. Насауленко (с. 20 «Колокольчик» № 23 2001г.)

Дети садятся на стульчики

2-ой воспитатель

А мы ярмарку продолжаем и родителей на веселую игру приглашаем!

Дидактическая игра «Узнай на вкус»(овощи и фрукты) .

Ведущая 1-ый воспитатель

А сейчас отгадайте мою загадку.

Без нее в деревне скучно,

Вместе с ней поют частушки,

Пляшут Маша и Антошка

Под веселую… гармошку.

Громко музыка играет

Танцевать всех приглашает!

2-ой воспитатель

Девочки, подойдите, что вы хотите купить на нашей ярмарке? (выходят девочки)

Вам цветочки иль веночки?

Девочки все вместе

Нам красивые платочки!

Исполняют танец «Калинка» р. н. м. (в руках у девочек платочки)

Ведущая 1-ый воспитатель

Саша, что ты выбрал на нашей ярмарке?

Ребёнок

Расписные наши ложки

Веселее чем гармошки,

Как начнем на них играть,

Так и хочется плясать.

Берет ложки, раздает подгруппе детей.

Ведущая 1-ый воспитатель

Добрыня, а ты, …. что хочешь купить?

Ребенок — Колокольчик мой звенит,

Всех гостей он веселит.

Колокольный перезвон –

Очень задушевный он.

Ребенок — Бубен звонкий, озорной,

Ты звени, стучи и пой,

Заиграй-ка веселей,

Всех развесели детей.

Игра на муз. инструментах (шумовой оркестр)

Ведущая 1-ый воспитатель

Молодцы ребята! Ну,а теперь предлагаю поиграть.

Давайте разделимся на две команды. «Сад», И «Огород»

Дети по одному бегут к корзинке, в которой вместе лежат фрукты и овощи. Каждый ребенок берет фрукт или овощ(в зависимости от принадлежности к команде) и приносит в свою корзину, стоящую рядом с командой.

2-ой воспитатель

Пока наши команды отдыхают,

Я хочу нашим родителям загадать загадку.

У носатого у Фоки,

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит,

И как зеркало блестит (Самовар) .

— Правильно. Самовар – самый желанный гость в каждом доме.

А вы знаете, чем заканчиваются все праздники на Руси?

Исполняют «Чайные частушки»

Родители (или ведущая)

А вот вам и угощение!

Уж вы пели и плясали

Да трудились, как могли,

И за это вам, ребята

Испекли мы пироги!

Пироги из печи

И румяны, горячи!

Ведущая — На этом наш праздник подошел к концу!

А теперь, ребята

Пора чай с пирогами пить!

И пусть все знают.

Как счастлив тот, кто в нашей стране живет!

Как на ярмарке осенней,

Было целый день веселье,

Мы играли и плясали.

Все товары распродали.

А теперь пришла пора,

Расставаться ребятня.

Вместе:

До новой осени, друзья!

 

Возможно, будет полезно почитать: