Шаблоны для кинусайга. Мастер класс по кинусайге: учимся создавать пэчворк без иглы с помощью фото и видео инструкции

Галина Литвиненко

Немного об истории возникновения кинусайга .

Япония подарила нам такие всемирно известные чудеса как оригами, темари, икэбану, бонсай, анимэ, айкидо и многое другое. В плане рукоделия японцы как никто другой способны на кропотливый ручной труд, в том числе часто и мастерски переделывают старые вещи в новые.

Неповторимое искусство кинусайга взяло начало в древней Японии несколько веков назад, но со временем утратило свою популярность. Только в 80-е года прошлого столетия пэчворк без иглы вновь стал актуальным и возродился, как вид творчества.

Кинусайга ,как и пэчворк в своем классическом виде, появился из-за необходимости экономить. В древности в Стране восходящего солнца, бедной Японии, никто не выкидывал старые изношенные кимоно, потому что натуральный шелк - ткань очень дорогостоящая.

Поэтому, после того, как кимоно изнашивалось, а происходило это довольно быстро, его хозяйка, не желая выбрасывать дорогую одежду, распарывала его, и из больших кусочков ткани создавались небольшие вещи, а маленькие лоскутки шли на изготовление неповторимых картин, при виде которых просто захватывало дух.

Кинусайга даже и в самой Японии не слишком распространены. Эксклюзивные картины всегда создаются исключительно вручную, поэтому и получаются очень дорогими.

Пэчворк без иголки.

В основе технологии лежит аппликация. Здесь, также как и в кинусайге , лоскуты ткани накладываются на плоскую или объемную поверхность, их края заправляются в заранее сделанные прорези-канавки, а в результате получается какой-либо рисунок. В целях декорирования работы в технике «пэчворк без иглы » украшаются тесьмой, шнурами и лентами.

Такой аппликацией декорируют шкатулки, коробочки, обложки альбомов, блокнотов и книг. Очень широкое распространение получила эта техника в области изготовления сувенирных пасхальных яиц, елочных игрушек, валентинок. А еще пэтчворк без иголки используется для декорирования абажуров и даже мебели. Как же именно это делают?

Азы кинусайга : мастер -класс для начинающих.

Для того, чтобы сотворить собственный домашний шедевр в технике пэчворк без иголки, вам нужно будет приобрести лист пенопласта, подготовить кусочки ткани, простой карандаш, линейку, клей ПВА, скальпель, металлическую лопаточку, один конец у которой обязательно должен быть тупым.



Сначала необходимо выбрать рисунок, который будет наноситься на основу. Для первого раза рекомендуется остановиться на чем-нибудь не очень сложном.

Затем, используя лист копировальной бумаги, нужно перевести выбранный эскиз на кусок пенопласта.


С помощью макетного ножа вырезать бороздки в куске пенопласта, при этом глубина их должна составлять не более 2-3 мм.

Подготовить подобранные лоскутки шелковой ткани. Нужно вырезать их так, чтобы они соответствовали форме детали, но при этом оставить припуск примерно в 1 мм.


Теперь следует вставить края вырезанных лоскутков в прорези пенопласта, заправляя их пилочкой для ногтей. В качестве обрамления можно дополнительно использовать тесьму или атласную ленту, также заправляя ее в прорези поверх лоскутов ткани.

Полученную картину можно вставить в рамку, а можно для обрамления использовать ткань. Тут все зависит от вкуса и фантазии умельца.


Поняв базовые основы выполнения техники Кинусайга , можно смело переходить к созданию своими руками более сложных и интересных изделий (подарочных коробок, шкатулок для мелочей, игрушек, интерьерных предметов и пр.).


Вот такая на удивление простая техника и оригинальный способ изготовления сувениров. Пэчворк без иглы вполне удовлетворит ваши потребности в творчестве, даже если вы не умеете и не любите шить, но являетесь поклонницей лоскутного шитья. Творите, созидайте и получайте удовольствие от процесса и от результата!

Публикации по теме:

В предыдущем посте "Город наш, расцветай, и подарки принимай!" Сценарий литературно-музыкальной композиции. я рассказывала о выступлении.

Оригами "Божья Коровка" Для детей старшего возраста именно необходимо владеть техникой оригами:развивает точность движений пальцев рук под.

(Фотоотчет 3 к детско-творческому проекту «Мир прекрасное творенье») Хочу представить наш опыт по овладению техники "пэчворк без иголки".

Год назад увидела удивительные работы японских мастеров в технике Кинусайга. Техника эта пришла к нам из Японии. Основал её преподаватель.

Цель: обучение группы детей старшей-подготовительной групп навыку пришивания пуговиц Задачи: - обучить пришиванию пуговиц без использования.

Светлый праздник Пасха просто создан для того, чтобы дарить радость родным и близким. Вот такое замечательное яйцо я приготовила в подарок.

February 25th, 2013

Автор - Надежда-Эсперанса . Это цитата этого сообщения

ПЭЧВОРК БЕЗ ИГЛЫ - КИНУСАЙГА, МК+ видео (очень много фото)

Благодарю автора поста BAGIRA-63 но ее дневник закрыт, а ссылкой у liliya23 взять не смогла, не получается... так, что скопировала.
Мой хомяк пройти мимо не смог!!!
Немного почитать про этот вид рукоделия вы можете

">























Панно "Тюльпаны" в технике "пэчворк без иглы"/фрагмент 1/

Панно "Тюльпаны" в технике "пэчворк без иглы"/фрагмент 2/

Яйцо из серии "Фаберже". Техника "пэчворк без иглы" или инкрустация ткани на пенопласте. Ткань, блестки, бисер, булавки, сутаж.

Новогодние шары. "Пэчворк без иглы". Ткань, украшения.

Порядок работы по инкрустации тканью фигурки из пенопласта:рисунок, прорезание, инкрустация.

Текст автора работ natalisoler : На фото выше представлены мои работы в технике "пэчворк без иглы" или "инкрустация ткани по пенопласту". Чтобы не "изобретать велосипед", привожу мастер-класс, взятый из книги "Patchwork sin aguja"/перевод мой/, которой я пользовалась, когда изучала и применяла эту технику.

Это фрагмент панно "Тропики". Панно сделано в технике "пэчворк без иглы". Здесь, кстати, видно отличие от техники работы по картон-муссу: нет прокладочной ткани, поэтому панно более плоское.

На фото: необходимые инструменты и материалы
ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ:
-кусок пенопласта нужных размеров/ Я брала пенопласт -упаковку из-под телевизора/. Рекомендуемая толщина 3 см.;
-кусочки ткани./В пэчворке классическом применяется в основном х/б ткань, но в данной технике можно использовать любую. В панно "Тюльпаны"/см. первые фото/ я, например, использовала трикотажную ткань: она эластична, и с ней легко работать. Пригодилось даже устаревшее нижнее белье, в ход пошли трикотиновые платья и пр./;
-"орудия труда": ножницы и ножнички закругленные для подрезывания излишков ткани; скальпель или куттер для прорезывания пенопласта; пилочка для ногтей-для заправки ткани в пенопласт... И ваше желание!
ПОРЯДОК РАБОТЫ: выбираете понравившийся рисунок/ хороши рисунки для витражей!/, переносите его на пенопластовый лист при помощи фломастера; не забудьте отступить от краев пенопласта на 5-6 см.-это будущая рамочка вашего изделия.
- При помощи скальпеля/куттера/ прорезаете пенопласт по контурам рисунка на глубину до 0,5 мм: не перестарайтесь, дабы не прорезать пенопласт насквозь!
- При помощи старой пилочки для ногтей заправляете кусочки ткани нужных размеров в соответствии с рисунком.Круглыми ножничками подрезаете излишки ткани. Так заполняются все фрагменты рисунка! /Весь этот процесс виден на фото внизу/


На этом фото показано, как делать рамку. Основа-картонные полосы, согнутые в виде рамки. Она тоже из ткани. Я делаю проще: драпирую тканью, которую выбрала для рамки те самые оставшиеся 5-6 см по краям основного рисунка, для объемности подкладываю полоски флизелина по контурам будущей рамки. Можно и в обыкновенную рамку вправить,-дело вкуса. На фото внизу-пример панно в рамке из ткани.

Здесь как бы двойная рамка.
Даю схему к этому панно, для начинающих эта работа- в самый раз!

Как видим, корзинка состоит из треугольников, фон из прямоугольников, цветочки - присобранная ткань, украшения-пуговички, кружавчики и пр. Рамка- те же прямоугольники. Почему бы и не попробовать-хороший подарок к Пасхе! Порядок работы с пенопластовыми фигурами такой же...
Все очень просто и увлекательно, поверьте!
http://stranamasterov.ru/node/170055
Очень красивое панно в технике "лоскутная мозаика" можно сделать без иголки и клея. Такой вид творчества будет интересен и взрослым, и детям старшего школьного возраста, так как вы можете выбрать любой по сложности рисунок.
Для выполнения панно необходим кусок пенопласта, ткань (лоскутки), ножницы, макетный нож (скальпель, канцелярский нож), чтобы делать прорези в пенопласте, инструмент (н-р. пилка для ногтей) для заправки ткани в пенопласт, рисунок, копировальная бумага.
Что нужно делать:
1)выбрать понравившийся рисунок
2) перевести его на лист пенопласта с помощью копировальной бумаги
3) ножом сделать прорези по контуру рисунка глубиной 2-3 мм.
4) подготовленные лоскутки заправить с помощью острого инструмента в прорези. Заполнить лоскутками всю картину.
Такое панно смотрится эффектно, если оно в рамке. Для рамки нужен большой кусок ткани. От края пенопласта отступите 5 см (ширина рамки) и сделайте прорези. Положите пенопласт на изнаночную сторону ткани и заправьте края в прорези. Лишнее срежьте.
Посмотрите на работы мастеров, получите вдохновение.











Пэчворк на пенопласте - разновидность лоскутной техники, которую еще называют «пэчворк без иголки». Лоскутная техника на пенопласте основана на японской технике Кинусайга, основанной в 1987 году. Предприимчивым японцам жаль было выбрасывать старые кимоно из дорогих тканей, вот они и решили найти им нестандартное применение - делать из лоскутов картины. Но стиль Кинусайга предусматривает изготовление картин на дереве, а наш способ - на пенопласте, что намного проще и быстрее.

Лоскутная техника довольно интересна и необычна и наверняка заинтересует многих творческих личностей. Материалы для изготовления картин на пенопласте достаточны просты и доступны:

— тонкий острый нож,

— лист пенопласта (подойдет и пенопласт нового поколения - пеноплекс, а также пару листов пенопластовой потолочной плитки наклеенные друг на друга),

— лоскуты ткани,

— тупой предмет вроде пилки для ногтей (для засовывания ткани в пенопласт),

— фломастер,

— ножницы,

— шаблон будущей картины.

1. Придаем пенопласту нужную форму и размер. Переносим по шаблону рисунок.

2. Прорезаем контуры рисунка острым ножом, глубина прореза - не менее 0,5 мм.

3. Примеряем лоскуты ткани, накладываем на отдельные детали рисунка и слегка заправляем края ткани в прорези пенопласта с помощью пилочки или другого тонкого тупого предмета. Примеряя лоскут, не пытайтесь засунуть его глубоко в прорезь. Лучше отрежьте излишки ткани ножницами и только после вставляйте лоскут полностью.

Проделайте вышеуказанное с каждой деталью картины. Если какие-то детали окажутся слишком мелкими и края ткани будут слишком бахромиться, то промажьте готовую картину клеем ПВА, разведенным с водой в соотношении 1:1.

Обработайте края картины. Рамку вы можете сделать как из лоскутов ткани, так и из дерева (готовую).

Японцы славятся своей способностью возводить любую деятельность в ранг искусства. Оригами, икебана, канзаши и многие другие виды творчества прошли по этому пути. То же самое произошло с техникой Кинусайга: желание повторно использовать довольно дорогую ткань старого кимоно, превратилось в искусство создания великолепных картин и панно.

Хотя сама идея имеет свои аналоги во многих народах: например, на Руси старые вещи использовали для лоскутного шитья . Кстати, картины Кинусайга очень часто называют техникой «печворк без иголки» — ведь эти лоскутки не надо сшивать!

История техники Кинусайга

Кимоно — традиционная японская одежда, с середины 19 века считающаяся в Японии «национальным костюмом». Японцы надевают кимоно до сих пор! Кимоно шьется из натурального шелка и, разумеется, стоит очень долго. Старые кимоно никогда не выбрасывали, а использовали для создания других, более мелких вещей.

Один из способов использовать шелковую ткань кимоно — создавать картины Кинусайга.

Традиционно Кинусайга создается следующим образом. Вначале художник делает эскиз рисунка на бумаге. Затем готовый эскиз переводится на деревянную дощечку. В дощечке прорезаются углубления, глубиной около 2 мм. Старое шелковое кимоно разрезается на небольшие лоскутки (припуски всего 1 мм), которые вставляются в прорезанные канавки.

Сюжетами для кинусайга чаще всего становятся пейзажи.

Гораздо реже на картине появляются люди — изображение лиц даже для мастеров является довольно сложным процессом. А если и появляются, то чаще всего стилизованные.

Техника кинусайга получила распространение во всем мире. Хотя, конечно, для изготовления уже используются не дорогие кусочки кимоно, а обычные ткани. А вместо деревянных дощечек берется обычный пенопласт.

Как сделать картину в технике Кинусайга

Один раз посмотрите, как именно создаются картины Кинусайга (мастер-класс простой и доступный) и поймёте до конца весь принцип.

Подготовьте заранее:

  • Кусок пенопласта толщиной не менее 1 см
  • ткань (лоскутки) подходящих цветов

При выборе ткани помните: она не должна растягиваться, должна быть довольно тонкой, а края не должны осыпаться.

  • ножницы
  • макетный нож (канцелярский нож или скальпель)
  • инструмент для заправки ткани в пенопласт (вполне подойдет пилка для ногтей или деревянная палочка из маникюрного набора)
  • рисунок (можно нарисовать самостоятельно, а можно воспользоваться любой детской раскраской)
  • копировальная бумага

Выбираем понравившийся рисунок. Давайте возьмем простые геометрические формы и сделаем вот такой домик.

С помощью копировальной бумаги переносим рисунок на лист пенопласта.

С помощью ножа делаем прорези по контуру рисунка глубиной примерно 2-3 мм.

Разрезаем ткань на подходящие по размеру лоскутки.

Заправляем лоскутки в пенопласт с помощью палочки или пилки. Заполняем всю картину.

Срезаем лишние края.

Завершающим штрихом будет оформление панно в раму. В качестве другого варианта оформления можно сделать окантовку с помощью ткани или широкой ленты, закрепленной на кнопки.

Наша картина готова!

Очень часто в технике Кинусайга украшаются крышки от коробок, в результате получаются красивые шкатулки:

Даже ёлочные игрушки можно собирать в технике Кинусайга!

Несмотря на то что для многих слово «пэчворк» звучит необычно, занимаются им очень давно. Означает оно - уникальный вид творчества. С его помощью можно создавать красивые, нужные в хозяйстве поделки и с пользой избавляться от старых вещей, грудами скапливающихся в каждом доме. Лоскутки подбираются по цветовой гамме и сшиваются в нечто целое. В дальнейшем это превращается в и многое другое. Пэчворк без иголки шитья не требует. На первый взгляд его технология проста. Бери лоскутки, сочиняй рисунок и твори. Однако не все так легко, как кажется.

Как родилась кинусайга

Если простой пэчворк был распространен почти повсеместно, то пэчворк без иголки придумали в Японии. Сделала это Маэно Такаши, причем совсем недавно, в 1987 году. Цель нового творчества была та же, что и обычного лоскутного шитья - пристроить куда-нибудь старые вещи. Основной одеждой японок традиционно были кимоно. Красивые, нежные на ощупь, выполненные из дорогого шелка. Конечно, даже поношенные их жалко выбрасывать. Вот и стали создавать из них шедевры, при виде которых дух захватывает. Назвали такой пэчворк без иголки кинусайга.

Несмотря на то что этот вид рукоделия зародился в Японии, даже там мало кто им занимается. Причина тому - большая кропотливость работы. Картины выполняются только вручную. Поэтому каждая, даже самая простая по сюжету, становится произведением искусства.

Классическая кинусайга

Пэчворк без иголки, мастер-класс которого приводится ниже, по сути, не так уж сложно выполнять. Поэтапно технология процесса следующая.

1. Берется дощечка.

2. Подбирается рисунок.

3. Этот рисунок наносится на дощечку и на бумагу, лучше кальку, потому что она прозрачная.

4. Каждый фрагмент нумеруется. Проверяют, совпадают ли номера на бумаге и на дощечке. Они обязательно должны совпадать.

5. Бумага разрезается на вычерченные фрагменты.

6. На дощечке по всем линиям делаются углубления (канавки). Их глубина должна быть в пределах 2 мм, а ширина - менее 1 мм.

7. Бумажные фрагменты чем-нибудь, например, булавками, закрепляются на ткани нужных цветов и обводятся с припуском пару миллиметров вдоль каждого контура.

8. Вырезаются лоскутки и укладываются согласно своим номерам на дощечку.

9. С помощью любого подходящего инструмента края лоскутков заталкиваются в канавки.

Все. Остается вставить картину в соответствующую рамку.

Сложности японского лоскутного рукоделия

Невольно задаешься вопросом, если пэчворк без иголки настолько прост, почему картины в этом стиле такие дорогие? Их стоимость начинается от десятков долларов, а эксклюзивные работы стоят несколько тысяч. Дело в том, что хорошая картина, как правило, содержит массу малюсеньких фрагментов. Иногда их число больше сотни. Все эти лоскуточки располагаются не как попало, а так, будто художник рисовал картину маслом. Тон лоскутков тщательно подбирается, чтобы передать волшебную красоту рассвета, нежность цветов распускающейся сакуры или прелесть осеннего фейерверка листвы. Вот почему так трудна настоящая кинусайга. Пэчворк без иглы требует большой усидчивости, внимательности и таланта. Изображение можно придумать самому, а можно взять и готовый шаблон. Но в любом случае нужно соблюсти сочетание цветовых гамм, точно выдержать переход от света к тени, выполнить массу мелких деталек, чтобы картина "ожила".

С чего начать

Если душа прикипела к японскому лоскутному творчеству, но пока нет ни опыта, ни уверенности, не беда. Главное, есть желание. Кинусайга для начинающих тоже существует. Ее технология такая же, как и для опытных мастеров. Единственное различие состоит в композиции рисунка. Желательно для начала выбирать простые схемы, в которых мало фрагментов и нет большой нужды выдерживать тона и полутона. В данном случае очень подходят изображения животных, например, петуха или попугая. Лоскутки тут можно подобрать любые, и не переживать, если где-то они будут плохо сочетаться. Главное - руку набить.

Еще можно посоветовать сделать мухомор. Как говорится, простенько и со вкусом. Для облегчения задачи красную часть шляпки лучше делать не целостной, а разбить на несколько фрагментов.

Также для начинающих подойдут состоящие из геометрических фигур - квадратов, треугольников, кругов. Если удачно подобрать цвета, получится красиво. Некоторым такой стиль нравится даже больше, чем классический реализм.

Заменители дощечек

Чем дальше кинусайга завоевывает мир, тем больше появляется в ней новых идей. Одна из последних - пэчворк без иголки на пенопласте. Вырезать даже простой рисунок на дереве довольно сложно. Тут нужны специальные инструменты и навыки в резьбе. Пенопласт является идеальной альтернативой. Единственное, о чем нужно помнить, - он хрупкий, легко ломается. Поэтому готовое изделие придется прикреплять все к той же дощечке или к плотному картону. Кроме пенопласта отлично подходит пенополистирол, фактура которого более прочная. Необыкновенно удобна такая кинусайга для начинающих, потому что пенопласт и полистирол дешевые, тренироваться на них можно сколько угодно. Продается и тот и другой материал в любом строительном магазине или на рынке. Подойдут потолочные плиты без объемных рисунков. Дома их можно обыкновенными ножницами или ножом вырезать по форме будущей картины. Дальнейшая технология такая же, как с дощечкой.

Объемный пэчворк без иголки

Классическая кинусайга очень красива и вызывает только восхищение. Но пытливые умы мастериц придумывают все новые и новые ее вариации. Так, чтобы придать объем и реалистичность изображениям, они начали вставлять в желобки не только края лоскутков, но и кусочки кружев. Особенно красиво смотрится это усовершенствование на картинах, изображающих дам или детей. Ракурс выбирается такой, что лица не видно. Основной упор делается на создании пышных оборок, ленточек и бантиков на шляпках и подвязках.

Еще дальше пошли те, кто совместно с тканями использует другие материалы, например золоченые или простые нити. Также некоторые мастера на уже собранную из лоскутков картину прикрепляют бисер, стразы или бусинки. Чаще такие элементы добавляются в детских темах или для оформления новогодних игрушек, шкатулок, подарочных коробочек.

Елочные игрушки в стиле кинусайга

Создавать по японской технологии можно любые предметы, использование которых не предполагает механических деформаций, например, во время игры. Так, пэчворк без иголки мастерицы используют для игрушек на елку, пасхальных яиц, подарков на день Святого Валентина и прочих милых вещичек. Чтобы сделать любую из них, берется все тот же пенопласт, только уже не потолочные плитки, а куски толстых плит. Из них вырезаются заготовки желаемой формы. Это могут быть шарики, сердечки, конусы, любые другие. Если нет плиты нужной толщины, заготовку можно склеить из фрагментов. Дальше работа выполняется по общему принципу. Мастерицы для круглых шариков советуют брать стрейч, трикотаж или бархат, потому что эти ткани лучше ложатся на выпуклости. Некоторые мастера лоскутки к пенопласту приклеивают, чтобы лучше держались. Очень красиво смотрятся такие поделки, украшенные золотыми нитями, «снегом» из того же пенопласта или мелко нарезанным дождиком.

Шкатулки и коробочки

Чтобы смастерить красивую шкатулку или подарочную коробочку, также идеально подходит пэчворк без иголки. Схемы для данных изделий выбираются в зависимости от предназначения изделия. Если в шкатулке предполагается хранить украшения, можно выбрать рисунок с элегантной дамой или каким-нибудь женским аксессуаром, например, шляпкой. Если коробочка будет использоваться для детских мелочей, подойдет рисунок с забавной зверюшкой. Но чаще для оформления берутся изображения цветов. Для простоты задачи лучше взять самую обычную картонную коробку подходящего размера. Из пенопласта вырезать прямоугольники, соответствующие ее сторонам. Если украшать предполагается только крышку, остальные стороны просто обтянуть тканью в тон. Можно предварительно приклеить к картону тонкий поролон. Дальше на центральном куске пенопласта выполняется задуманная кинусайга, прикрепляется к крышке коробки, и шкатулка готова. Чтобы она красиво выглядела по краям, их украшают лентой или тесьмой.

Техника кинусайга для начинающих мастериц может показаться сложной, особенно если края лоскутков не хотят держаться в желобках. Некоторые пытаются их приклеивать, но от этого ухудшается конечный результат. Лучше попробовать сделать желобки чуть уже и чуть глубже.

Выбирая экспозицию будущей картины, желательно избегать сложных, слишком причудливых форм. Мастера чаще создают пейзажные композиции или «рисуют» лоскутками городские кварталы, дома и дворы. Реже можно увидеть на картинах цветы. Еще реже людей, особенно лица. Ведь почти невозможно сделать так, чтобы лицо из лоскутков было, как живое.

Чтобы не ошибиться и не перепутать лоскутки, прежде чем начать их заталкивать в канавки, нужно визуально оценить будущую картину, ведь кусочки ткани уже разложены на дощечке.

 

Возможно, будет полезно почитать: